Особенности распространённости плоскостопия у обучающихся 5–9-х классов в зависимости от пола, класса обучения и места проживания
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-3-217-222
EDN: wgaygi
Аннотация
Введение. Состояние стопы является одним из важных показателей состояния здоровья растущего организма. Деформация стопы приводит к нарушениям её функций, что снижает качество жизни детей и подростков. Большее распространение среди различных видов деформации характерно для плоскостопия. Оценка частоты встречаемости плоскостопия с учётом различных факторов, оказывающих влияние на его формирование, обусловлена необходимостью научного обоснования профилактических мероприятий по предупреждению нарушений структуры и функции стопы у детей в процессе их роста и развития.
Цель работы: установить особенности распространённости плоскостопия у обучающихся 5–9-х классов в зависимости от пола, класса обучения и места проживания.
Материалы и методы. Проведено массовое анкетирование школьников, в котором приняли участие 70 470 обучающихся 5–9-х классов из 28 регионов России. Распределение по классам обучения было примерно равным и составляло 15–18%. Респонденты отвечали на вопрос «Отмечали ли врачи у тебя плоскостопие?». Ответы включали следующие варианты: «Нет», «Не знаю», «Да». Оценивалось количество детей, у которых врачи отметили плоскостопие, в зависимости от пола, класса обучения и места проживания (город, посёлок городского типа, село).
Результаты. Плоскостопие выявлено у 23,7% опрошенных; затруднились с ответом 15,8%; ответили, что врачи не определили плоскостопие, 60,5% обучающихся. У мальчиков плоскостопие отмечалось чаще (27,4%), чем у девочек (20,7%). Отсутствие плоскостопия отметили 57,2% мальчиков и 63,2% девочек. Вариант ответа «Не знаю» одинаково часто отмечался мальчиками и девочками — 15,4% и 16,1% соответственно. Большее число детей с плоскостопием проживает в городе (28%), меньшее — в селе (16,5%). Промежуточное значение (21,3%) характерно для детей, проживающих в посёлках городского типа.
Заключение. Полученные данные могут быть использованы при разработке профилактических программ здоровьесбережения обучающихся 5–9-х классов с учётом пола, класса обучения и места проживания.
Участие авторов:
Храмцов П.И., Березина Н.О. — концепция и дизайн исследования;
Разова Е.В., Храмцова С.Н. — сбор и обработка материала;
Храмцов П.И. — статистическая обработка;
Храмцов П.И. — написание текста;
Антонова Е.В., Винярская И.В. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 07.05.2025
Принята к печати 20.05.2025
Опубликована 27.06.2025
Ключевые слова
Об авторах
Пётр Иванович ХрамцовРоссия
Доктор мед. наук, проф., руководитель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: khramtsov@nczd.ru
Надежда Олеговна Березина
Россия
Канд. мед. наук, специалист лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: berezina.no@nczd.ru
Елена Владимировна Разова
Россия
Канд. пед. наук, зав. каф. физического воспитания ГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
e-mail: erazova@mail.ru
Елена Вадимовна Антонова
Россия
Доктор мед. наук, зам. директора по научной работе ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: antonova@nczd.ru
Ирина Валериевна Винярская
Россия
Доктор мед. наук, проф. РАН, зав. лаб. социальной педиатрии и качества жизни ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: vinjarskaya@nczd.ru
Светлана Николаевна Храмцова
Россия
Канд. биол. наук., доцент каф. современных оздоровительных технологий и адаптивной физической культуры ГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
e-mail: svetlana@info.ru
Список литературы
1. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.И. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальные исследования). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019; 252(3): 28–30. https://elibrary.ru/skhpkj
2. Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Соколова С.Б. Динамика заболеваемости детского и подросткового населения России и основные направления стратегии профилактики. Оренбургский медицинский вестник. 2024; 12(3): 51–5. https://elibrary.ru/sfpfiy
3. Капитонова В.Ф., Сенченко А.Ю. Динамика заболеваемости детского населения Красноярского края за 2011–2020 гг. Здравоохранение Российской Федерации. 2023; 67(1): 49–55. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-1-49-55 https://elibrary.ru/qmlywn
4. Цукарева Е.А., Алимова И.Л., Авчинников А.В. Состояние здоровья младших школьников Смоленска. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (4): 52–4. https://elibrary.ru/tnosav
5. Pita-Fernandez S., Gonzalez-Martin C., Alonso-Tajes F., Seoane-Pillado T., Pertega-Diaz S., Perez-Garcia S., et al. Flat foot in a random population and its impact on quality of life and functionality. J. Clin. Diagn. Res. 2017; 11(4): 22–7. https://doi.org/10.7860/JCDR/2017/24362.9697
6. Kothari A., Dixon P.C., Stebbins J., Zavatsky A.B., Theologis T. The relationship between quality of life and foot function in children with flexible flatfeet. Gait & Posture. 2015; 4(3): 786–90. https://doi.org/10.1016/j.gaitpost.2015.02.012
7. Kothari A., Stebbins J., Zavatsky A.B., Theologis T. Health-related quality of life in children with flexible flatfeet: a cross-sectional study. J. Child Orthop. 2014; 8(6): 489–96. https://doi.org/10.1007/s11832-014-0621-0
8. Ефимов А.П. Клинически значимые параметры походки. Травматология и ортопедия России. 2012; (1): 60–5. https://elibrary.ru/owzwix
9. Szczepanowska-Wolowiec B., Sztandera P., Kotela I., Zak M. Feet deformities and their close association with postural stability deficits in children aged 10–15 years. BMC Musculoskelet. Disord. 2019; 20(1): 537. https://doi.org/10.1186/s12891-019-2923-3
10. Levy J.C. Incidence of foot and ankle injuries in West Point cadets with pes planus compared to the general cadet population. Foot Ankle. Int. 2006; 27(12): 1060–4. https://doi.org/10.1177/107110070602701211
11. Xu L., Gu H., Zhang Y., Sun T., Yu J. Risk factors of flatfoot in children: a systematic review and meta-analysis. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(14): 8247. https://doi.org/10.3390/ijerph19148247
12. Stavlas P., Grivas T., Michas C., Vasiliadis E., Polyzois V. The evolution of foot morphology in children between 6 and 17 years of age: a cross-sectional study based on footprints in a Mediterranean population. J. Foot Ankle. Surg. 2005; 44(6): 424–8. https://doi.org/10.1053/j.jfas.2005.07.023
13. Rao U.B., Joseph B. The influence of footwear on the prevalence of flat foot. A survey of 2300 children. J. Bone Joint. Surg. Br. 1992; 74(4): 525–7. https://doi.org/10.1302/0301-620X.74B4.1624509
14. Pauk J., Ezerskiy V., Raso J.V., Rogalski M. Epidemiologic factors affecting plantar arch development in children with flat feet. J. Am. Podiatr. Med. Assoc. 2012; 102(2): 114–21. https://doi.org/10.7547/1020114
15. Shin B.J., Lee K.M., Chung C.Y., Sung K.H., Chun D.I., Hong C.H., et al. Analysis of factors influencing improvement of idiopathic flatfoot. Medicine (Baltimore). 2021; 100(32): e26894. https://doi.org/10.1097/MD.0000000000026894
16. Кенис В.М., Лапкин Ю.А., Хусаинов Р.Х., Сапоговский А.В. Мобильное плоскостопие у детей (обзор литературы). Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2014; 2(2): 44–54. https://doi.org/10.17816/PTORS2244-54 https://elibrary.ru/sjfiqd
17. Мармыш А.Г. Ортопедические заболевания стоп и сравнительная оценка методов их ранней диагностики. Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2011; (1): 204–9. https://elibrary.ru/qbumtv
18. Аверьянова Н.И., Приступова В.В., Семерикова А.И., Старкова И.Л. Распространенность и структура деформаций стоп у младших школьников. Пермский медицинский журнал. 2019; 36(6): 33–40. https://doi.org/10.17816/pmj36633-40 https://elibrary.ru/gucgbz
19. Маненков М.П., Радченко О.Р. Участие специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в формировании здоровьесберегающей среды общеобразовательной организации (на примере скрининга и профилактики плоскостопия). Пульс. 2024; 26(2): 25–33. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2024-26-2-25-33 https://elibrary.ru/cmlzph
20. Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О. Состояние стоп у младших школьников в условиях инновационной формы обучения. Гигиена и санитария. 2022; 101(2): 225–30. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-2-225-230 https://elibrary.ru/zmclsv
21. Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О. Совершенствование критериев комплексной оценки состояния стопы при профилактических медицинских осмотрах детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(4): 259–64. https://elibrary.ru/smkbbq
22. Комков А.Г., Гурьянова М.П., Храмцов П.И. Образ жизни и здоровье сельских школьников (по результатам социально-педагогического исследования «Здоровье и поведение учащихся, проживающих на селе»): коллективная монография. М.; 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Храмцов П.И., Березина Н.О., Разова Е.В., Антонова Е.В., Винярская И.В., Храмцова С.Н. Особенности распространённости плоскостопия у обучающихся 5–9-х классов в зависимости от пола, класса обучения и места проживания. Российский педиатрический журнал. 2025;28(3):217-222. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-3-217-222. EDN: wgaygi
For citation:
Khramtsov P.I., Berezina N.O., Razova E.V., Antonova E.V., Vinyarskaya I.V., Khramtsova S.N. Features of the prevalence of flat feet among students in the 5th–9th grades, depending on gender, grade level, and place of residence. Russian Pediatric Journal. 2025;28(3):217-222. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-3-217-222. EDN: wgaygi