Assessment of general development in children of early and preschool age
EDN: xwfayv
Abstract
Актуальность. Физическое развитие детей является одной из важнейших характеристик состояния их здоровья, которое определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. Цель: провести анализ соматического здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
Материалы и методы. Для анализа состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста (1–7 лет) были использованы данные историй развития ребёнка (форма № 112/у), данные медицинских карт ребёнка (форма № 026/у), контрольных карт диспансерного наблюдения (форма № 030/у). Изучено состояние соматического здоровья 450 детей в возрасте 1–7 лет, из них 233 (51,7%) мальчика и 217 (48,2%) девочек. В зависимости от возраста дети были распределены на 2 группы: 286 (63,5%) детей раннего возраста (от 12 мес до 3 лет) и 164 (36,4%) ребёнка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Результаты. Анализ параметров соматического здоровья выявил у 174 (38,6%) детей отставание в физическом, моторном и речевом развитии. При этом 107 (61,7%) из них были дети раннего возраста и 67 (38,5%) — дети дошкольного возраста. Среди детей раннего возраста у 31,8% выявлено отставание в физическом развитии, у 15,9% — задержка моторного развития и у 34,5% — задержка речевого развития. У 17,8% детей из этой группы наблюдалось отставание в физическом и моторном развитии, сочетающееся с задержкой речи. Частота отставания физического развития значительно увеличивалась с возрастом. У детей дошкольного возраста этот показатель составил 49,2%. Это свидетельствует о том, что без своевременной коррекции физические отклонения способны сохраняться и усугубляться, и к более старшему возрасту отклонения становятся более заметными. Задержка моторного развития у детей дошкольного возраста в 1,2 раза отмечалась реже и составила 13,4%. Это снижение может быть обусловлено естественным созреванием моторных функций, а также результатами реабилитационных мероприятий. У 25,3% детей дошкольного возраста была выявлена задержки речи, что в 1,3 раза меньше, чем у детей раннего возраста. Отставание в физическом и моторном развитии, сочетающееся с задержкой речи, наблюдались в этой группе у 11,9% детей, что в 1,5 раза меньше, чем у детей раннего возраста.
Заключение. Анализ параметров соматического здоровья свидетельствует о значимости ранней диагностики отклонений в физическом, моторном и речевом развитии у детей раннего возраста. Несмотря на частичную компенсацию ряда нарушений к дошкольному возрасту, высокий процент отклонений, особенно в области физического развития, требует активного внимания педиатров, своевременного их вмешательства и системной работы с родителями и детьми в первые годы жизни.
About the Authors
M. D. AnvarovaUzbekistan
Z. M. Abduzhabarova
Uzbekistan
L. D. Mullaeva
Uzbekistan
Review
For citations:
Anvarova M.D., Abduzhabarova Z.M., Mullaeva L.D. Assessment of general development in children of early and preschool age. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):13-14. (In Russ.) EDN: xwfayv