Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Изменения индексов работоспособности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при поступлении в общеобразовательную организацию

EDN: uhomck

Аннотация

Актуальность. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение фонематического развития речи у детей. Комплексная оценка состояния здоровья этих детей позволит своевременно проводить профилактические и коррекционные мероприятия по укреплению их здоровья. Индекс Руфье (ИРуфье = 4(Р1 + Р2 + Р3) – 200/10) является нагрузочным комплексом для оценки работоспособности сердца при стандартной физической нагрузке. Индекс Робинсона (ИР = (ЧСС × САД)/100) — это показатель, который характеризует систолическую работу сердца и отражает энергетический потенциал растущего организма. Индекс Шаповаловой — функциональный показатель состояния мышц спины и брюшного пресса, их силы и скоростной выносливости. Физическая работоспособность (PWC 170) — это показатель той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин. Нормальные значения этих индексов зависят от возраста и пола детей. Цель: определить изменения индексов работоспособности сердца и физической работоспособности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для разработки профилактических и коррекционных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

Материалы и методы. Обследовано 100 детей младшего школьного возраста. Основную группу составили 50 детей с ФФНР из классов, реализующих адаптированные образовательные программы. В качестве группы сравнения выступили 50 детей с ФФНР из общеобразовательных классов.

Результаты. Установлено, что при поступлении в общеобразовательную организацию у детей основной группы нагрузочный тест Руфье составил 11,56 ± 0,28 усл. ед., что на 0,89 усл. ед. больше, чем у детей контрольной группы. У девочек основной группы значения индекса были на 0,59 усл. ед. больше, чем у мальчиков, что характеризует более низкие резервные возможности кардиореспираторной системы. ИР составил 80,73 ± 1,91 усл. ед., что было на 3,83 усл. ед. меньше, чем у сверстников группы сравнения, и отражало сниженные возможности сердечно-сосудистой системы у детей с ФФНР из классов, реализующих адаптированные образовательные программы. Индекс Шаповаловой у детей основной группы составил 82,96 ± 4,85 усл. ед., что на 1,45 усл. ед. меньше, чем у сверстников. При этом у детей основной группы физическая работоспособность составила 202,79 ± 3,35 кгм/мин, что было на 11,72 кгм/мин меньше, чем у детей группы сравнения.

Заключение. Резервные возможности сердечно-сосудистой системы детей с ФФНР при поступлении в общеобразовательную организацию снижены (больше у девочек), что следует учитывать при разработке профилактических и коррекционных мероприятий по укреплению здоровья обучающихся и индивидуального подхода к организации физической активности детей в процессе обучения.

Об авторах

В. А. Глущенко
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


В. Н. Шестакова
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Д. В. Сосин
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


А. А. Удовенко
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Глущенко В.А., Шестакова В.Н., Сосин Д.В., Удовенко А.А. Изменения индексов работоспособности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при поступлении в общеобразовательную организацию. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):25-25. EDN: uhomck

For citation:


Glushchenko V.A., Shestakova V.N., Sosin D.V., Udovenko A.A. Changes in performance indices in children with phonetic-phonemic speech underdeve­lopment upon admission to a comprehensive educational institution. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):25-25. (In Russ.) EDN: uhomck

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)