Preview

Russian Pediatric Journal

Advanced search

Characteristics of taste habits of students

EDN: qovvwr

Abstract

Актуальность. Одним из ведущих факторов, обеспечивающих оптимальный рост и развитие учащихся, оптимальную работоспособность, устойчивость к действию инфекций, токсинов и других неблагоприятных факторов является рациональное питание. Цель: определить особенности вкусовых привычек школьников 5–11-х классов для разработки мероприятий, направленных на совершенствование питания учащихся в учреждениях общего среднего образования (УО).

Материалы и методы. Для изучения особенностей школьного питания изучены документы, определяющие требования к его организации. С использованием специально разработанной анкеты обследовано 1983 учащихся 5–11-х классов (1095 девочек и 888 мальчиков) в возрасте 10–18 лет.

Результаты. Установлено, что в соответствии с действующим законодательством в УО бесплатное одноразовое питание предоставляется всем учащимся 1–4-х классов, а также учащимся 5–11-х классов, проживающим в сельской местности. При организации одноразового питания калорийность приёмов пищи должна составлять не менее 20–25% от суточной физиологической потребности ребёнка в энергии. Определены группы учащихся, которым предоставляется бесплатное (одно-, двух- или трёхразовое) питание за счёт средств республиканского или местных бюджетов. Проводится работа по обучению детей навыкам здорового питания. При этом необходимость постоянного совершенствования школьного питания определяется тем, что ежедневно дома в учебные дни завтракает лишь 67,6% учащихся, 13,3% никогда не завтракают, 6,7% завтракают 1–2 раза в неделю. С возрастом удельный вес детей, которые никогда не завтракают, увеличивается с 12,5% в 5-х классах до 16,7–19,7% — в 10–11-х классах (χ2 = 58,5; p = 0,01). Ежедневно овощи и фрукты в своём рационе имеют лишь 37,5 и 43,5% учащихся. Конфеты и шоколад, газированные и другие сладкие напитки ежедневно потребляют 26,3 и 8,1% детей. С возрастом уменьшается доля учащихся, ежедневно имеющих в рационе овощи и фрукты при увеличении к старшим классам доли детей, которые ежедневно потребляют конфеты и шоколад (в 5-м классе — 24,3%; в 11-м классе — 39,5%; χ2 = 61,9; p = 0,005). Удельный вес учащихся, которые ежедневно потребляют газированные и другие сладкие напитки, в 5-м классе составил 11,3%, минимум — в 10-м классе — 3,6% (χ2 = 52,5; p = 0,04).

Заключение. Дети не всегда владеют навыками здорового питания. Для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний среди учащихся необходима организация рационального питания в УО, а также формирование у учащихся правильных вкусовых предпочтений. Перспективным является использования в столовых УО метода подталкивания, который с помощью небольших, незаметных изменений в физической и социальной среде, позволяет трансформировать преобладающую архитектуру выбора и формировать правильные вкусовые предпочтения учащихся.

About the Authors

E. O. Guzik
Белорусский государственный медицинский университет
Belarus


Yu. E. Guzik
Белорусский государственный медицинский университет
Belarus


A. G. Koleda
Белорусский государственный медицинский университет
Belarus


Review

For citations:


Guzik E.O., Guzik Yu.E., Koleda A.G. Characteristics of taste habits of students. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):28-29. (In Russ.) EDN: qovvwr

Views: 6


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)