Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Пищевая сенсибилизация у детей с синдромом Нетертона

EDN: lfaphq

Аннотация

Актуальность. Синдром Нетертона (СН) — редкое мультисистемное аутосомно-рецессивное заболевание, относящееся к группе синдромальных ихтиозов. В основе патогенеза лежит мутация с потерей функции в гене SPINK5, который кодирует белок LEKTI, ингибирующий сериновые протеазы эпидермиса, что приводит к нарушению кератинизации и дисфункции эпидермального барьера. Для СН характерна клиническая триада: врождённая ихтиозиформная эритродермия, аномалии стержня волоса («бамбуковые волосы») и предрасположенность к аллергическим заболеваниям. Цель: определить спектр пищевой сенсибилизации у детей с СН для оптимизации диетологического сопровождения.

Материалы и методы. Обследовано 13 больных с СН в возрасте 2–17 лет. Проведены оценка данных аллергологического анамнеза и определение уровней общего IgE и специфических IgE (sIgE) к 10 аллергенам (белок и желток куриного яйца, коровье молоко, казеин, говядина, треска, клейковина, пшеница, соя, рис, гречиха, овес, кукуруза, яблоко, банан) турбидиметрическим методом («Cobas»).

Результаты. Повышенный уровень общего IgE был выявлен у 12 больных, Ме 914,1 ЕД/мл [307,2; 4014,0]. При этом уровни общего IgE, превышающие 1000 Ед/мл, были установлены у 6 детей. Сенсибилизация к пищевым аллергенам выявлялась у всех больных с СН, в большинстве класс сенсибилизации распределялся от низкого (1 класс) до умеренно высокого (3 класс). У всех больных была выявлена сенсибилизация к белку куриного яйца с преобладанием 3 класса. Диагностические уровни sIgE к желтку куриного яйца выявлены у 11, белкам коровьего молока — у 9, к казеину — у 5, к говядине и треске — у 10, к клейковине — у 8, к пшенице — у 9, к сое — у 10, к рису — у 12, к гречихе — у 10 больных. У 11 детей выявлялась сенсибилизация к овсу, яблоку и банану с преобладанием умеренно-высокого класса. Предельно высокий класс сенсибилизации (6 класс) к треске был у 1 ребёнка с множественной пищевой аллергией (кожно-гастроинтестинальная форма), у которого отмечалась острая аллергическая реакция — ангиоотёк после употребления рыбы. У 1 ребёнка с множественной пищевой аллергией (кожно-гастроинтестинальная форма) отмечался предельно высокий класс сенсибилизации к клейковине (6 класс). У этого же больного была выявлена сенсибилизация к кукурузе с очень высоким классом реакции (5 класс).

Заключение. Учитывая склонность к развитию пищевой аллергии у детей с СН, необходимы раннее выявление спектра сенсибилизации и скоординированная индивидуальная диетическая тактика лечения.

Об авторах

Д. И. Мустафаева
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


С. Г. Макарова
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Н. Н. Мурашкин
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Мустафаева Д.И., Макарова С.Г., Мурашкин Н.Н. Пищевая сенсибилизация у детей с синдромом Нетертона. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):56-56. EDN: lfaphq

For citation:


Mustafaeva D.I., Makarova S.G., Murashkin N.N. Food sensitization in children with Netherton syndrome. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):56-56. (In Russ.) EDN: lfaphq

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)