Preview

Russian Pediatric Journal

Advanced search

SLEEP DISORDERS AND RESPIRATORY DISTURBANCES DURING SLEEP IN GRADE SCHOOLERS

Abstract

Актуальность. Выявление нарушений сна у младших школьников является актуальной задачей, поскольку уже доказано их влияние на формирование у детей различных форм патологии: ожирения, диабета, артериальной гипертензии. Анализ нарушений сна и дыхания в период сна у детей представляется необходимым для создания современных профилактических технологий уменьшения рисков развития школьно-обусловленных заболеваний. Цель: определить спектр и частоту встречаемости нарушений сна и дыхания во время сна, а также особенности режима дня и ночи, сопряжённых с этими нарушениями. Материалы и методы. Проведён анализ анкет для родителей 262 детей (142 мальчика и 120 девочек) - учащихся 1-2-х и 3-4-х классов общеобразовательных школ. Анкета была составлена с включением признаков нарушений сна (инсомния, парасомния) и дыхания во время сна, а также вопросов по режиму бодрствования и сна (всего 17 блоков вопросов) с вариантами ответов «да»/«нет»/«не знаю». Результаты ответов на вопросы по качеству сна сопоставляли с ответами по режиму дня и гигиене сна. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета программ «IBM SPSS Statistics v.26». Результаты. Трудности при пробуждении отмечены у 33% школьников; 31% детей имели хотя бы один признак нарушения сна: длительное засыпание (более 30 мин) - 19%, сноговорение - 18%, страшные сновидения - 12%, храп/шумное дыхание во сне - 12%, частые ночные пробуждения - 8%, различные движения во сне - 5%. Значимым нарушением режима дня при сохранении этих жалоб были позднее засыпание и использование гаджетов перед сном. Храп или шумное дыхание были сопряжены с частыми острыми респираторными инфекциями (7-10 раз в течение года). Такой косвенный признак нарушения дыхания во сне, как сухость во рту после пробуждения, был выявлен у 20% школьников, раздражительность в утренние часы - у 19%, увеличенное утреннее потребление жидкости - у 9%, дневная сонливость - у 7%, утренняя головная боль - у 7%. Родители отмечали также вялость у 16% детей, общую усталость - у 14%, снижение внимания - у 12%. Заключение. Признаки нарушений сна и/или дыхания во сне выявлены у 31% младших школьников. Большинство из них сопряжены с частыми острыми респираторными инфекциями или нарушениями гигиены сна у обследованных детей. Полученные данные могут быть использованы для определения среди младших школьников групп риска развития социально значимых заболеваний и для разработки персонализированных программ их профилактики.

About the Authors

O. V. Kozhevnikova
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Russian Federation


P. I. Khramtsov
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Russian Federation


N. O. Berezina
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Russian Federation


A. M. Kurgansky
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Russian Federation


Review

For citations:


Kozhevnikova O.V., Khramtsov P.I., Berezina N.O., Kurgansky A.M. SLEEP DISORDERS AND RESPIRATORY DISTURBANCES DURING SLEEP IN GRADE SCHOOLERS. Russian Pediatric Journal. 2022;25(4):265-266. (In Russ.)

Views: 49


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)