Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Индекс массы тела как интегральный критерий физического развития учащихся 5–11-х классов

EDN: qkedbt

Аннотация

Актуальность. Показатели физического развития детей отражают не только биологические закономерности их роста и развития, но и влияние социальных, экологических и экономических факторов, что делает их важными критериями санитарно-эпидемиологического благополучия. Цель: определить особенности распределения школьников по уровню индекса массы тела (ИМТ) в зависимости от года обучения и пола.

Материалы и методы. Нами с использованием центильного метода проведён анализ особенностей распределения 2625 учащихся 5–11-х классов в возрасте 10–18 лет (1232 мальчика и 1393 девочки) по уровню ИМТ в соответствии с инструкцией «Центильные характеристики антропометрических и лабораторных показателей у детей в современный период» (2009).

Результаты. Установлено, что 42,3% учащихся 5–11-х классов имеют средний уровень ИМТ, у 11,5% детей ИМТ — ниже среднего, у 15,4% — выше среднего. Высокий и очень высокий ИМТ отмечены у 18,9% обследованных (высокий — 10,4%, очень высокий — 8,5%). При этом доля детей с низким и очень низким ИМТ в 1,6 раза меньше и составила 7,2 и 4,7% обследованных соответственно. Средний уровень ИМТ отмечен у 39,6% мальчиков и 44,7% девочек (χ2 = 15,7802; p = 0,014984). Высокий и очень высокий ИМТ выявлен у 23,8% обследованных мальчиков. Среди девочек таких на 9,2% меньше (высокий — 8,4%; очень высокий — 6,2%). Низкий и очень низкий ИМТ был у 10,7% мальчиков и 12,9% девочек. От 5-го к 11-му классу как среди мальчиков, так и среди девочек наблюдается снижение доли детей, имеющих высокий или очень высокий ИМТ в 3,0 и 7,9 раза соответственно, при увеличении удельного веса учащихся, имеющих низкий и очень низкий ИМТ в 1,7 и 6,1 раза (χ2 = 269,0; p = 0,00000). Среди мальчиков 5-х классов высокий и очень высокий ИМТ выявлены у 29,6% обследованных, низкий и очень низкий — у 10,3%. К 11-му классу таких было 9,8 и 17,9% соответственно. В 5-м классе среди девочек высокий и очень высокий ИМТ был у 21%, низкий и очень низкий — у 4,7%. В 11-х классах 2,8% девочек имели высокий и очень высокий ИМТ, низкий и очень низкий — 28,8%.

Заключение. Более 40% учащихся 5–11-х классов имеют гармоничное физическое развитие. Каждый 5-й учащийся имеет резко дисгармоничное физическое развитие за счёт избыточной массы тела, каждый 8-й — резко дисгармоничное физическое развитие за счёт дефицита массы тела относительно роста. С увеличением года обучения наблюдается тенденция уменьшения доли учащихся, имеющих высокий или очень высокий ИМТ при увеличении удельного веса учащихся, имеющих низкий и очень низкий ИМТ, что целесообразно использовать для разработки профилактических мероприятий.

Об авторах

Е. О. Гузик
Белорусский государственный медицинский университет
Беларусь


А. Г. Коледа
Белорусский государственный медицинский университет
Беларусь


Ю. Е. Гузик
Белорусский государственный медицинский университет
Беларусь


Рецензия

Для цитирования:


Гузик Е.О., Коледа А.Г., Гузик Ю.Е. Индекс массы тела как интегральный критерий физического развития учащихся 5–11-х классов. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):29-29. EDN: qkedbt

For citation:


Guzik E.O., Koleda A.G., Guzik Yu.E. Body mass index as an integral criterion of physical development in 5–11 grades students. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):29-29. (In Russ.) EDN: qkedbt

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)