Body mass index as an integral criterion of physical development in 5–11 grades students
EDN: qkedbt
Abstract
Актуальность. Показатели физического развития детей отражают не только биологические закономерности их роста и развития, но и влияние социальных, экологических и экономических факторов, что делает их важными критериями санитарно-эпидемиологического благополучия. Цель: определить особенности распределения школьников по уровню индекса массы тела (ИМТ) в зависимости от года обучения и пола.
Материалы и методы. Нами с использованием центильного метода проведён анализ особенностей распределения 2625 учащихся 5–11-х классов в возрасте 10–18 лет (1232 мальчика и 1393 девочки) по уровню ИМТ в соответствии с инструкцией «Центильные характеристики антропометрических и лабораторных показателей у детей в современный период» (2009).
Результаты. Установлено, что 42,3% учащихся 5–11-х классов имеют средний уровень ИМТ, у 11,5% детей ИМТ — ниже среднего, у 15,4% — выше среднего. Высокий и очень высокий ИМТ отмечены у 18,9% обследованных (высокий — 10,4%, очень высокий — 8,5%). При этом доля детей с низким и очень низким ИМТ в 1,6 раза меньше и составила 7,2 и 4,7% обследованных соответственно. Средний уровень ИМТ отмечен у 39,6% мальчиков и 44,7% девочек (χ2 = 15,7802; p = 0,014984). Высокий и очень высокий ИМТ выявлен у 23,8% обследованных мальчиков. Среди девочек таких на 9,2% меньше (высокий — 8,4%; очень высокий — 6,2%). Низкий и очень низкий ИМТ был у 10,7% мальчиков и 12,9% девочек. От 5-го к 11-му классу как среди мальчиков, так и среди девочек наблюдается снижение доли детей, имеющих высокий или очень высокий ИМТ в 3,0 и 7,9 раза соответственно, при увеличении удельного веса учащихся, имеющих низкий и очень низкий ИМТ в 1,7 и 6,1 раза (χ2 = 269,0; p = 0,00000). Среди мальчиков 5-х классов высокий и очень высокий ИМТ выявлены у 29,6% обследованных, низкий и очень низкий — у 10,3%. К 11-му классу таких было 9,8 и 17,9% соответственно. В 5-м классе среди девочек высокий и очень высокий ИМТ был у 21%, низкий и очень низкий — у 4,7%. В 11-х классах 2,8% девочек имели высокий и очень высокий ИМТ, низкий и очень низкий — 28,8%.
Заключение. Более 40% учащихся 5–11-х классов имеют гармоничное физическое развитие. Каждый 5-й учащийся имеет резко дисгармоничное физическое развитие за счёт избыточной массы тела, каждый 8-й — резко дисгармоничное физическое развитие за счёт дефицита массы тела относительно роста. С увеличением года обучения наблюдается тенденция уменьшения доли учащихся, имеющих высокий или очень высокий ИМТ при увеличении удельного веса учащихся, имеющих низкий и очень низкий ИМТ, что целесообразно использовать для разработки профилактических мероприятий.
About the Authors
E. O. GuzikBelarus
A. G. Koleda
Belarus
Yu. E. Guzik
Belarus
Review
For citations:
Guzik E.O., Koleda A.G., Guzik Yu.E. Body mass index as an integral criterion of physical development in 5–11 grades students. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):29-29. (In Russ.) EDN: qkedbt