Распространённость выраженного утомления у учащихся в течение дня, недели, учебной четверти
EDN: qxbqfr
Аннотация
Актуальность. При интенсивной или длительной умственной деятельности у учащихся развивается утомление, которое, наряду с умственной работоспособностью, выступает в качестве интегрального показателя состояния здоровья и адаптационных резервов организма. Для разработки мероприятий, направленных на профилактику развития переутомления у учащихся базовой и средней школы, актуальным является выделение групп риска. Цель: определить группы риска школьников, имеющих выраженное утомление в динамике дня, недели, учебной четверти.
Материалы и методы. Распространённость развития выраженного утомления у 2807 учащихся 5–11-х классов, которые обучались в 130 классах (1451 гимназист и 1356 школьников) была изучена с использованием буквенных корректурных таблиц В.Я. Анфимова. Обследование проводили на 2-й и предпоследней неделе каждой четверти, в понедельник, среду и пятницу на 1-м и последнем уроках. Проанализировано 60 356 корректурных таблиц (24 дня наблюдения).
Результаты. В начале четверти к концу учебного дня в понедельник выраженное утомление было выявлено у 25% учащихся 5–11-х классов, в среду — у 20,7%, в пятницу — у 23,1%. В понедельник максимальная распространённость выраженного утомления среди учащихся 5-х классов (24,9–32,5%), минимальная — среди учащихся 11-х классов (13,3–17,3%). В среду максимальная распространённость выраженного утомления в 8-м классе (25,0–37,7%), минимальная — в 10-м классе (10,3–15,7%). В пятницу среди учащихся 7-х классов 22,2–29,5% имели выраженное утомление, при этом среди пятиклассников таких было лишь 15,6–19,1%. В конце четверти, как и в начале, выраженное утомление в понедельник выявлено у 25,4% учащихся. В 5-м классе выраженное утомление имел каждый 3-й (31,3-34,7%), в 11-м — каждый 4-й (25,9–26,2%). В среду у 18,4% обследованных было отмечено выраженное утомление. К концу четверти в пятницу к концу учебного дня 23,2% учащихся имели выраженное утомление. Возможно, в конце учебной четверти учащиеся дожидаются каникул, что определяет мобилизацию функциональных возможностей и наступление у обследуемых зоны конечного порыва. При этом максимальная распространённость выраженного утомления в пятницу к концу четверти среди учащихся 8-х и 11-х классов составила 28,6–34,4%. Установлено, что к концу четверти выраженное утомление чаще встречается у школьников относительно гимназистов.
Заключение. Как в начале, так и в конце четверти в понедельник и пятницу каждый 4-й учащийся 5–11-х классов имеет выраженное утомление, в среду — каждый 5-й. Установлены значимые различия в распространённости выраженного утомления в зависимости от года обучения. Для сохранения здоровья учащихся в процессе обучения целесообразным является выявление факторов риска, способствующих развитию выраженного утомления.
Об авторах
Е. О. ГузикБеларусь
Н. Г. Янковская
Беларусь
Рецензия
Для цитирования:
Гузик Е.О., Янковская Н.Г. Распространённость выраженного утомления у учащихся в течение дня, недели, учебной четверти. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):29-30. EDN: qxbqfr
For citation:
Guzik E.O., Yankovskaya N.G. Prevalence of severe fatigue in students during the day, week, academic quarter. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):29-30. (In Russ.) EDN: qxbqfr