Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Распространённость выраженного утомления у учащихся в течение дня, недели, учебной четверти

EDN: qxbqfr

Аннотация

Актуальность. При интенсивной или длительной умственной деятельности у учащихся развивается утомление, которое, наряду с умственной работоспособностью, выступает в качестве интегрального показателя состояния здоровья и адаптационных резервов организма. Для разработки мероприятий, направленных на профилактику развития переутомления у учащихся базовой и средней школы, актуальным является выделение групп риска. Цель: определить группы риска школьников, имеющих выраженное утомление в динамике дня, недели, учебной четверти.

Материалы и методы. Распространённость развития выраженного утомления у 2807 учащихся 5–11-х классов, которые обучались в 130 классах (1451 гимназист и 1356 школьников) была изучена с использованием буквенных корректурных таблиц В.Я. Анфимова. Обследование проводили на 2-й и предпоследней неделе каждой четверти, в понедельник, среду и пятницу на 1-м и последнем уроках. Проанализировано 60 356 корректурных таблиц (24 дня наблюдения).

Результаты. В начале четверти к концу учебного дня в понедельник выраженное утомление было выявлено у 25% учащихся 5–11-х классов, в среду — у 20,7%, в пятницу — у 23,1%. В понедельник максимальная распространённость выраженного утомления среди учащихся 5-х классов (24,9–32,5%), минимальная — среди учащихся 11-х классов (13,3–17,3%). В среду максимальная распространённость выраженного утомления в 8-м классе (25,0–37,7%), минимальная — в 10-м классе (10,3–15,7%). В пятницу среди учащихся 7-х классов 22,2–29,5% имели выраженное утомление, при этом среди пятиклассников таких было лишь 15,6–19,1%. В конце четверти, как и в начале, выраженное утомление в понедельник выявлено у 25,4% учащихся. В 5-м классе выраженное утомление имел каждый 3-й (31,3-34,7%), в 11-м — каждый 4-й (25,9–26,2%). В среду у 18,4% обследованных было отмечено выраженное утомление. К концу четверти в пятницу к концу учебного дня 23,2% учащихся имели выраженное утомление. Возможно, в конце учебной четверти учащиеся дожидаются каникул, что определяет мобилизацию функциональных возможностей и наступление у обследуемых зоны конечного порыва. При этом максимальная распространённость выраженного утомления в пятницу к концу четверти среди учащихся 8-х и 11-х классов составила 28,6–34,4%. Установлено, что к концу четверти выраженное утомление чаще встречается у школьников относительно гимназистов.

Заключение. Как в начале, так и в конце четверти в понедельник и пятницу каждый 4-й учащийся 5–11-х классов имеет выраженное утомление, в среду — каждый 5-й. Установлены значимые различия в распространённости выраженного утомления в зависимости от года обучения. Для сохранения здоровья учащихся в процессе обучения целесообразным является выявление факторов риска, способствующих развитию выраженного утомления.

Об авторах

Е. О. Гузик
Белорусский государственный медицинский университет
Беларусь


Н. Г. Янковская
Белорусский государственный медицинский университет
Беларусь


Рецензия

Для цитирования:


Гузик Е.О., Янковская Н.Г. Распространённость выраженного утомления у учащихся в течение дня, недели, учебной четверти. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):29-30. EDN: qxbqfr

For citation:


Guzik E.O., Yankovskaya N.G. Prevalence of severe fatigue in students during the day, week, academic quarter. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):29-30. (In Russ.) EDN: qxbqfr

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)