Реабилитация детей с врождённой челюстно-лицевой патологией с учётом психологического статуса
EDN: shoajz
Аннотация
Актуальность. Аномалии развития челюстно-лицевой области значительно влияют на психологический статус детей и ухудшают качество их жизни. Вопросы реабилитации детей с учётом их психологического статуса являются актуальными. Цель: определить психологические особенности детей с аномалиями развития челюстно-лицевой области для оптимизации психокоррекционной работы.
Материалы и методы. Обследовано 18 детей в возрасте 10–14 лет с врождённой челюстно-лицевой патологией. Социально-психологические особенности оценивали с помощью опросника, психологических тестов Розенцвейга, Шмишека и проективных рисуночных методик. По данным обследования в рамках психологической коррекции применяли методы семейной и рациональной психотерапии, аудиовизуальную и арт-терапию.
Результаты. Установлено, что 30% детей воспитывались в неполной семье, 2 детей — в интернате. Большинство детей с аномалиями развития челюстно-лицевой области имели нарушение адаптации к школе, что проявлялось трудностями освоения современных знаний, атмосферой враждебности или отвергания со стороны сверстников. Тест Розенцвейга в 89% детей выявил чрезмерную фиксацию на защите своего «Я», нарушение социального взаимодействия и множество личностных проблем, обусловленных неадекватным, агрессивным, уничижающим отношением окружающих к детям. По данным теста Шмишека, у 83% детей выявлена поведенческая изменчивость от психологической нормо-акцентуации до пограничной аномальной личности. Анализ рисуночных тестов показал высокий уровень тревожности, ощущение незащищённости, сниженную самооценку, чувство неполноценности, желание уединиться у всех больных. После проведения коррекционных мероприятий у 44% детей появились реакции, характеризующие рациональный стиль поведения в ситуации фрустрации, направленный на её разрешение. Анализ самооценки больными своего эстетического и функционального состояния после проведённой психокоррекционной работы показал, что 44% больных считают лечение незаконченным, 83% хотели бы повторно обратиться за консультацией и возможным лечением. У 2 детей оказался сформирован специфический психологический комплекс, который требует обязательной работы профильного специалиста.
Заключение. Регулярное консультирование по вопросам возможности преодоления, уменьшения или снятия личных, семейных и общественных конфликтов позволяет плодотворно справляться с задачами, направленными на улучшение качества жизни детей инвалидов и повышает их психосоматические возможности.
Об авторах
С. Ю. ЕлизароваРоссия
О. В. Сидорович
Россия
А. В. Хижняк
Россия
Я. С. Лазаренко
Россия
Ю. М. Спиваковский
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Елизарова С.Ю., Сидорович О.В., Хижняк А.В., Лазаренко Я.С., Спиваковский Ю.М. Реабилитация детей с врождённой челюстно-лицевой патологией с учётом психологического статуса. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):34-34. EDN: shoajz
For citation:
Elizarova S.Yu., Sidorovich O.V., Khizhnyak A.V., Lazarenko Ya.S., Spivakovsky Yu.M. Rehabilitation of children with congenital maxillofacial pathology taking into account the psychological status. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):34-34. (In Russ.) EDN: shoajz