Перейти к:
Изменения поствакцинального иммунитета к коклюшу у детей с хронической болезнью почек 3-й и 5-й стадий
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-6-456-461
EDN: mnhjlb
Аннотация
Введение. Определение стадий хронической болезни почек (ХБП) используется в нефрологической практике для оценки рисков прогрессирования заболеваний почек, а также для установления сроков начала заместительной почечной терапии (ЗПТ). Инфекции, в том числе вакциноуправляемые, являются значимыми факторами снижения общей и почечной выживаемости после трансплантации почки, что требует контроля полноценности выполнения превентивных мер до начала ЗПТ. Цель: определить наличие и стойкость поствакцинального иммунитета к коклюшу у детей в предтрансплантационном периоде на 3-й и 5-й стадиях ХБП.
Материалы и методы. Проведён ретроспективный анализ историй болезней 91 больного: 42 ребёнка с ХБП 3-й стадии (1-я группа), 49 детей с ХБП 5-й стадии (2-я группа) в возрасте 7–17 лет с оценкой защитного уровня IgG к возбудителю коклюша Bordetella pertussis (BP) после ранее проведённой вакцинации. Группу сравнения составили 25 условно здоровых детей без хронических заболеваний.
Результаты. Частота обнаружения положительного уровня IgG у детей 1-й группы составил только 33,3%, у детей 2-й группы — 52,8%. Положительный уровень IgG к BP был повышен у детей с неиммуноопосредованной патологией (синдром Альпорта, врождённые аномалии развития почек, поликистоз и др.) по сравнению с больными с первичным стероидрезистентным нефротическим синдромом. Положительный уровень специфических антител определялся у детей обеих групп после проведения вакцинации до 5 лет — у 57,2% детей 1-й группы и 55,1% больных 2-й группы.
Заключение. Проведённый анализ показал, что 67,7% пациентов с ХБП 3-й стадии и 47% больных с ХБП 5-й стадии имели отрицательные IgG к BP, что существенно увеличивает риск инфицирования в данной когорте пациентов и требует обязательного проведения иммунизации в предтрансплантационный период.
Участие авторов:
Мацнева И.Ю., Комарова О.В. — концепция и дизайн исследования;
Мацнева И.Ю., Коняшин М.В., Куштысев Е.А., Дергачева Ю.С. — сбор и обработка материала;
Мацнева И.Ю. — написание текста;
Трофимова А.Г., Курбатова О.В., Цыгин А.Н. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 28.10.2025
Принята к печати 27.11.2025
Опубликована 25.12.2025
Для цитирования:
Мацнева И.Ю., Комарова О.В., Трофимова А.Г., Курбатова О.В., Коняшин М.В., Куштысев Е.А., Дергачева Ю.С., Цыгин А.Н. Изменения поствакцинального иммунитета к коклюшу у детей с хронической болезнью почек 3-й и 5-й стадий. Российский педиатрический журнал имени М.Я. Студеникина. 2025;28(6):456-461. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-6-456-461. EDN: mnhjlb
For citation:
Matsneva I.Yu., Komarova O.V., Trofimova A.G., Kurbatova O.V., Konyashin M.V., Kushtysev E.A., Dergacheva Yu.S., Tsygin A.N. Changes in post-vaccination immunity to whooping cough in children with chronic kidney disease stages 3 and 5. M.Ya. Studenikin Russian Pediatric Journal. 2025;28(6):456-461. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-6-456-461. EDN: mnhjlb
Введение
Хроническая болезнь почек (ХБП) является комплексом симптомов, отражающих стойкие нарушения функции почек, продолжающиеся в течение 3 мес и более, определяемые как структурные и/или функциональные изменения с различной степенью снижения скорости клубочковой фильтрации (СКФ) [1–3]. Это наднозологическое определение используется в нефрологии для унификации диагностики, лечения и профилактики прогрессирования патологии почек у детей и взрослых, а также для установления сроков начала заместительной почечной терапии (ЗПТ) [4]. По величине СКФ ХБП делится на 5 стадий, при этом показатель СКФ 90 мл/мин/1,73 м2 принят как нижняя граница нормы. Снижение СКФ < 60 мл/мин/1,73 м2 соответствует третьей стадии ХБП, отражает гибель более 50% нефронов и необратимость прогрессирования почечного повреждения. Пятая стадия ХБП (терминальная) отражает полную или почти полную потерю функций почек и необходимость начала ЗПТ [4–6]. Благодаря ЗПТ, прежде всего, трансплантации почки, выживаемость детей и подростков с терминальной стадией ХБП значительно увеличилась [6–8]. При этом следует отметить, что общая и почечная выживаемость детей после трансплантации почки определяется рядом факторов: возрастом ребёнка, первичным заболеванием, режимом иммуносупрессивной терапии, а также осложнениями проводимой терапии. Среди основных рисков неблагоприятного исхода отмечают кардиоваскулярные осложнения и инфекции, в том числе вакциноуправляемые [9–11]. Поэтому иммунопрофилактика детей с хроническими прогностически неблагоприятными формами патологии почек так актуальна. Большая группа детей с патологией почек имеют нарушения в графике вакцинации и часто для педиатров остаётся открытым вопрос их повторной иммунизации. Решение его должно опираться на комплексный анализ, включающий в себя оценку состояния здоровья ребёнка, проводимую терапию и анализ иммунологической эффективности полученной ранее незаконченной вакцинации [12]. Особенно важным это становится в период подготовки ребёнка к трансплантации почки.
Среди вакциноуправляемых инфекций коклюш остаётся значимой инфекцией, несмотря на то что его клинические проявления, эпидемиологические особенности и возбудитель хорошо изучены, а также разработаны средства специфической профилактики [14, 15]. Более 10 лет в структуре заболевших коклюшем около 80% приходится на детей в возрасте до 14 лет. В 2024 г. на эту группу пришлось 80,6% случаев инфекции (прежде всего, на детей до 1 года), 8,2% — на подростков старше 15 лет [16].
Учитывая высокую заболеваемость коклюшем в детской популяции, отдельного внимания требуют дети с хроническими формами патологии, в том числе с заболеваниями почек [11, 15, 17]. Самыми уязвимыми являются больные с иммуноопосредованными гломерулопатиями и дети в стадии терминальной почечной недостаточности, требующие проведения иммунопрофилактики в предтрансплантационном периоде.
Цель: определить наличие и стойкость поствакцинального иммунитета к коклюшу у детей в предтрансплантационном периоде на 3-й и 5-й стадиях ХБП.
Материалы и методы
Проведён анализ историй болезней 91 ребёнка в возрасте 7–17 лет, которым были исследованы уровни IgG к Bordetella pertussis (ВР) на разных сроках после вакцинации. Все дети были вакцинированы против коклюша в соответствии с Национальным календарём профилактических прививок (НКПП) или по индивидуальному графику. Помимо исследования уровней IgG к BP, у детей во всех группах дополнительно оценивались уровни IgM и IgА в сыворотке крови. При отрицательных результатах диагноз коклюш исключался. Больные были распределены на 2 группы в зависимости от стадии ХБП. СКФ рассчитывалась: для детей до 12 лет по формуле Шварца, для больных 12–17 лет по формуле CKD-EPI, результат выражен в мл/мин/1,73 м2 [1, 3]. Первую группу составили 42 больных с ХБП 3-й стадии (СКФ < 60 мл/мин), из них 28 мальчиков и 14 девочек. Средний возраст больных 1-й группы — 12,1 года [7,05; 14,90]. Вторую группу составили 49 больных с ХБП 5-й стадии (СКФ < 15 мл/мин) (29 мальчиков, 20 девочек; Ме 11,8 лет [7,14; 14,95]). Группу сравнения составили 25 условно здоровых детей, не имеющих хронических заболеваний.
Учитывая патогенетические особенности течения нефропатий, больные 1-й и 2-й групп были распределены на 2 подгруппы: с иммуноопосредованными и с неиммунными болезнями. Была выполнена стратификация по формам патологии (табл. 1, 2).


У всех больных проводилось определение уровней IgG к BP в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа с применением наборов Savyondiagnostics SeroPertussis IgG по стандартной методике с использованием оборудования «Tecan AustriaSunrise» и «Tecan Austria HydroFlex». Концентрация менее 10 СвЕд/мл свидетельствует о том, что IgG не определяются, 10–50 СвЕд/мл указывает на недавнюю или прошедшую инфекцию или иммунизацию (1–5 лет), а строго положительным результатом является значение IgG выше 50 СвЕд/мл.
Также был изучено соответствие графика вакцинации против коклюша детей обеих групп НКПП, календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок.
Дизайн и протокол исследования одобрены независимым локальным этическим комитетом. Родители и больные дали добровольное письменное информированное согласие на проведение исследований.
Статистическую обработку проводили с помощью программ «SPSS Statistics v. 20» («IBM»), «Microsoft Office Excel», «Statistica v. 6 for Windows» («StatSoft Inc.») с определением U-критерия (Манна–Уитни). Различия считали значимыми при р < 0,05.
Результаты
У больных детей с ХБП 3 стадии наличие IgG к BP выявлялось только в 33,3% случаев (14 детей). IgG к BP преобладали у детей, у которых с момента последней вакцинации прошло не более 5 лет (57,2%). В подгруппе детей с нефротическим синдромом положительный уровень IgG к BP определялся в 21% случаев, а в подгруппе неиммунных нефропатий значимо выше — в 79% (p < 0,05). Положительный уровень специфических антител определялся у тех детей со стероидрезистентным нефротическим синдромом, у которых с момента последней вакцинации прошло не более 5 лет. При неиммунных формах патологии — в 64% случаев в период менее 5 лет, в 20% — в период 6–10 лет; 16% — в период 10–17 лет.
Cтрого положительный уровень специфических антител определялся только у 4 больных из подгруппы неиммунных заболеваний. Все они имели вакцинацию по НКПП, с момента проведения которой прошло не более 2 лет.
Отрицательный уровень антител к BP у детей 1-й группы был установлен у 28 (66,7%) больных. Период после вакцинации у этих детей составил 6–10 лет в 21,4% случаев, 10–17 лет — у 21,4% больных (рис. 1).

При анализе соответствия графика проведения иммунопрофилактики у детей с ХБП 3 стадии по НКПП было показано:
- вакцинированы в декретированные сроки 9 (21,4%) из 42 детей;
- вакцинированы по индивидуальному графику 33 (78,6%) ребёнка, что свидетельствует о нарушении вакцинального плана у большей части детей в этой группе.
У больных 2-й группы с ХБП 5 стадии положительные IgG к BP выявлялись в 55% случаев (27 детей), и также преобладали у детей, у которых с момента последней вакцинации прошло не более 5 лет. При анализе частоты положительных уровней антител в зависимости от патогенетических форм заболеваний было выявлено, что в подгруппе детей с нефротическим синдромом положительный уровень IgG к BP определялся в 24% случаев, а в подгруппе неиммунных нефропатий значимо выше — в 76% (p < 0,05). Эти данные коррелируют с данными детей 1-й группы. Положительный уровень специфических антител определялся только у тех детей со стероидрезистентным нефротическим синдромом, у которых с момента последней вакцинации прошло не более 5 лет. При неиммунных формах патологии — в 63% случаев в период менее 5 лет, в 26,1% — в период 6–10 лет; в 23,9% случаев — в сроки 10–17 лет.
Высоко положительный уровень специфических антител определялся у больных с ХБП 5 стадии, при этом только у пациентов с неиммунной нефропатией — у 10,2% детей, у всех вакцинация была проведена не позднее 2 лет к моменту исследования.
Отрицательный уровень антител к BP у больных 2-й группы был выявлен в 45% случаев (22 пациента). Период после вакцинации у этих детей составил 6–10 лет; у 4 пациентов с иммунной нефропатией (врождённый нефротический синдром, стероидрезистентный нефротический синдром) и у 18 больных с неиммунной нефропатией — в 26,1% случаев в период 6–10 лет и в 23,9% случаев в период 10–17 лет (рис. 1).
При анализе соответствия графика проведения иммунопрофилактики у больных с ХБП 5 стадии по НКПП было показано:
- вакцинированы в соответствии с НКПП 48% больных;
- вакцинированы по индивидуальному графику 52% больных.
У условно здоровых детей, не имеющих ХБП, а также хронических заболеваний, положительные IgG к коклюшу определялись в 60% случаев (15 детей из 25). У 64% детей с момента вакцинации прошло не более 5 лет (рис. 2).

Обсуждение
Проведённый анализ показал, что 67,7% больных с ХБП 3-й стадии и 47% пациентов с ХБП 5-й стадии имели отрицательные IgG к BР, что значимо повышает риск инфицирования в данной когорте пациентов и требует обязательного проведения иммунизации в предтрансплантационный период [16, 17]. При этом особое внимание следует обращать на группу детей с иммуноопосредованными заболеваниями, у которых стойкость поствакцинального иммунитета к коклюшу существенно снижена по сравнению с больными неиммунными формами нефропатий (рис. 3). Высокие титры IgG к BP преобладали у больных, у которых с момента последней вакцинации прошло не более 5 лет.

Заключение
Наличие IgG к BP у больных с ХБП зависит от соблюдения графика вакцинации.
Список литературы
1. VanSickle J.S., Warady B.A. Chronic kidney disease in children. Pediatr. Clin. North Am. 2022: 69(6): 1239–54. https://doi.org/10.1016/j.pcl.2022.07.010
2. Levin A., Stevens P.E. Summary of KDIGO 2012 CKD Guideline: behind the scenes, need for guidance, and a framework for moving forward. Kidney Int. 2014: 85(1): 49–61. https://doi.org/10.1038/ki.2013.444
3. Комарова О.В., Цыгин А.Н., Фисенко А.П. Механизмы прогрессирования хронической болезни почек у детей. М.; 2019.
4. Рабочая группа по ХБП «Заболевание почек: улучшение глобальных результатов» (KDIGO). Руководство KDIGO 2024 по клинической практике для оценки и лечения хронической болезни почек. Kidney Int. 2024; 105(4S): S117–S314. https://doi.org/10.1016/j.kint.2023.10.018
5. Байко С.В. Хроническая болезнь почек у детей: определение, классификация и диагностика. Нефрология и диализ. 2020; 22(1): 53–70. https://doi.org/10.28996/2618-9801-2020-1-53-70 https://elibrary.ru/dvbbpa
6. Кулакова Е.Н., Настаушева Т.Л., Звягина Т.Г., Скрыльникова М.А., Шлапакова Л.Н., Мокроусова А.Ю. и др. Проблемы оценки скорости клубочковой фильтрации у подростков и молодых взрослых: описательный обзор литературы и примеры из практики. Нефрология и диализ. 2021; 23(4): 472–88. https://doi.org/10.28996/2618-9801-2021-4-472-488 https://elibrary.ru/bcsxvv
7. Смирнов А.В., Шилов Е.М., Добронравов В.А., Каюков И.Г., Бобкова И.Н., Швецов М.Ю. и др. Национальные рекомендации. Хроническая болезнь почек. Основные принципы скрининга, диагностики, профилактики и подходы к лечению. Нефрология. 2012; 16(1): 89–115. https://elibrary.ru/njwage
8. Чеботарева Н.В., Цыгин А.Н., Буланов Н.М., Новиков П.И., Моисеев А.С., Мальцева В.В. и др. Терминальная хроническая почечная недостаточность, развившаяся в детском или подростковом возрасте. Клиническая фармакология и терапия. 2025; 34(1): 82–8. https://elibrary.ru/dxefek
9. Моисеев С.В., Чеботарева Н.В., Буланов Н.М., Шилов Е.М. Редкие (орфанные) наследственные заболевания с поражением почек: подходы к диагностике и лечению. Клиническая фармакология и терапия. 2023; 32(3): 6–18 https://doi.org/10.32756/0869-5490-2023-3-6-18 https://elibrary.ru/ejbcpj
10. Костинов М.П., Руснак Ф.И. Вакцинация детей с заболеваниями почек. Нефрология. 2016; 20(1): 24–35. https://elibrary.ru/wmwxyl
11. Костинов М.П., Харсеева Г.Г., Тюкавкина С.Ю. Вакцинация людей с хронической патологией. Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2021; 10(2): 99–107. https://doi.org/10.33029/2305-3496-2021-10-2-99-108 https://elibrary.ru/dgkjnj
12. Таточенко В.К. Коклюш — недоуправляемая инфекция. Вопросы современной педиатрии. 2014; 13(2): 78–82. https://doi.org/10.15690/vsp.v13i2.975 https://elibrary.ru/sbualt
13. Crichton H., Nkado N., Morrow B., Salie S., Procter C. Critical pertussis infection in the paediatric intensive care unit: A case series in an outbreak. South Afr. J. Crit. Care. 2025; 41(1): e2049. https://doi.org/10.7196/SAJCC.2025.v41i1.2049
14. Субботина К.А., Фельдблюм И.В., Кочергина Е.А., Лехтина Н.А. Эпидемиологическое обоснование к изменению стратегии и тактики специфической профилактики коклюша в современных условиях. Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2019; 18(2): 27–33. https://elibrary.ru/esxhnf
15. Костинов А.М., Костинов М.П. Заболеваемость коклюшем и эффект от ревакцинации детей дошкольного и школьного возраста. Инфекция и иммунитет. 2018; 8(3): 284–94. https://doi.org/10.15789/2220-7619-2018-3-284-294 https://elibrary.ru/ylkmvf
16. Fulton T.R., Phadke V.K., Orenstein W.A., Hinman A.R., Johnson W.D., Omer S.B. Protective effect of contemporary pertussis vaccines: a systematic review and meta-analysis. Clin. Infect. Dis. 2016; 62(9): 1100–10. https://doi.org/ 10.1093/cid/ciw051
17. Kostinov A.M., Kostinov M.P. Incidence of whooping cough and the effect of revaccination in preschool and school-age children. Infektsiya i immunitet. 2018; 8(3): 284–94. https://doi.org/10.15789/2220-7619-2018-3-284-294 https://elibrary.ru/ylkmvf (in Russian)
Об авторах
Инна Юрьевна МацневаРоссия
Аспирант, врач-педиатр приёмно-диагностического отделения ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: inna.matsneva19@gmail.com
Ольга Викторовна Комарова
Россия
Доктор мед. наук, первый зам. директора ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: komarova@nczd.ru
Арина Геннадьевна Трофимова
Россия
Врач-нефролог, зав. отделением заместительной почечной терапии с группой трансплантации (с дневным стационаром), ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: trofimova.ag@nczd.ru
Ольга Владимировна Курбатова
Россия
Канд. мед. наук, и. о. зав. лаб. экспериментальной иммунологии и вирусологии, вед. науч. сотр., врач клинической лабораторной диагностики, ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: kurbatova.ov@nczd.ru
Матвей Валерьевич Коняшин
Россия
Врач клин. лаб. диагностики, лаб. экспериментальной иммунологии и вирусологии, ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: matele99@mail.ru
Евгений Александрович Куштысев
Россия
Врач КЛД, лаб. экспериментальной иммунологии и вирусологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: kushevgeny29@mail.ru
Юлия Сергеевна Дергачева
Россия
Врач КЛД Лаборатории экспериментальной иммунологии и вирусологии, ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: yuliadergacheva1407@gmail.com
Алексей Николаевич Цыгин
Россия
Доктор мед. наук, проф., зав. нефрологическим отделением, ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: tsygin@nczd.ru
Рецензия
Для цитирования:
Мацнева И.Ю., Комарова О.В., Трофимова А.Г., Курбатова О.В., Коняшин М.В., Куштысев Е.А., Дергачева Ю.С., Цыгин А.Н. Изменения поствакцинального иммунитета к коклюшу у детей с хронической болезнью почек 3-й и 5-й стадий. Российский педиатрический журнал имени М.Я. Студеникина. 2025;28(6):456-461. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-6-456-461. EDN: mnhjlb
For citation:
Matsneva I.Yu., Komarova O.V., Trofimova A.G., Kurbatova O.V., Konyashin M.V., Kushtysev E.A., Dergacheva Yu.S., Tsygin A.N. Changes in post-vaccination immunity to whooping cough in children with chronic kidney disease stages 3 and 5. M.Ya. Studenikin Russian Pediatric Journal. 2025;28(6):456-461. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-6-456-461. EDN: mnhjlb
JATS XML





















