Preview

Russian Pediatric Journal

Advanced search

FACTOR PREVENTION IN THE SCHOOL HEALTH SYSTEM

Abstract

Актуальность. Устойчивые тенденции ухудшения состояния здоровья детей на всех этапах школьного онтогенеза обусловливают поиск научно обоснованных профилактических технологий для снижения рисков развития школьно-обусловленных заболеваний. Цель: определить приоритетные направления факторной профилактики в системе школьного здравоохранения для формирования здоровья обучающихся. Материалы и методы. В исследовании использованы теоретические (экспертиза и анализ информации) и экспериментальные (наблюдение, тестирование) методы исследования. Результаты. На основе экспертно-аналитического исследования установлены негативные эффекты длительного положения сидя в процессе образовательной деятельности и во время пассивного досуга с активным использованием различных гаджетов. К ним относятся: 1) относительно длительное фиксированное положение головы и, как следствие, снижение активности вестибулярной системы, которая обеспечивает сенсорную интеграцию в процессе восприятия учебной информации, определяя успешность обучения; 2) повышенная зрительная нагрузка в режиме фиксированного ближнего видения, приводящая к нарушению зрения; 3) нарушение физиологических изгибов позвоночника за счёт сглаживания шейного и поясничного лордозов и кифозирования туловища; 4) закрепощение мышц, особенно грудных мышц, негативно влияющее на функции внешнего дыхания; 5) ослабление мышц голени и стопы, приводящее к формированию плоскостопия. В качестве примера представлены данные анализа значений жизненного индекса у 265 младших школьников, выполнивших тест на оценку закрепощения грудных мышц в полном объёме (48,65 ± 0,76 мл/кг) и не выполнивших его (45,83 ± 0,83 мл/кг; p = 0,014). Для профилактики установленных негативных эффектов в современной системе образования внедряются инновационные проекты («Активные школы», «Динамический урок», «Активная рекреация», «Динамический режим обучения сидя-стоя»). Заключение. Факторная профилактика направлена на оценку эффективности и контроль здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, интеграцию превентивных технологий в учебный процесс.

About the Authors

P. I. Khramtsov
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Russian Federation


E. V. Antonova
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Russian Federation


Review

For citations:


Khramtsov P.I., Antonova E.V. FACTOR PREVENTION IN THE SCHOOL HEALTH SYSTEM. Russian Pediatric Journal. 2022;25(4):288-289. (In Russ.)

Views: 34


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)