Факторы риска задержки речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-5-323-327
EDN: xsyfcy
Аннотация
Обоснование. Речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка. В последнее десятилетие в мире фиксируется увеличение случаев частоты задержки речевого развития (ЗРР) у детей. Своевременная диагностика и корректировка ЗРР на ранних стадиях могут привести к хорошим результатам и уменьшить нарушения речевого развития в будущем.
Цель: провести анализ факторов риска формирования и основных причин развития ЗРР у детей раннего и дошкольного возраста.
Материалы и методы. Проведён анализ 165 историй болезни детей, находившихся на обследовании и лечении в детской областной клинической больнице г. Белгорода с 2019 по 2021 г.
Результаты. Установлено, что ЗРР чаще встречалась у детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (79,5%), намного реже у детей в возрасте старше 4 лет (6,6%). ЗРР более чем в 2 раза чаще выявлялась у мальчиков (69,7%), чем у девочек (30,9%). Возраст матерей детей с ЗРР составил 30–35 лет. Более 50% всех детей с ЗРР являются преимущественно недоношенными. Патология во время беременности и родов в анамнезе определялась у всех матерей обследованных пациентов. У детей, проживающих в черте города, выявляемость ЗРР была выше на 25% по сравнению с детьми из сельской местности. Поражения органов зрения, резидуальные и перинатальные поражения ЦНС явились самыми частыми формами патологии у детей с ЗРР.
Заключение. Необходимо совершенствование диагностики и профилактики нарушений речевого развития у детей. Раннее выявление отклонений в речевом развитии ребенка позволит своевременно осуществлять медикаментозную терапию и комплексную систематическую коррекционную работу.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Автор подтверждает отсутствие конфликта интересов.
Поступила 14.10.2021
Принята к печати 28.10.2021
Опубликована 15.11.2021
Ключевые слова
Об авторе
Татьяна Алексеевна КрючковаРоссия
Канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии с курсом детских хирургических болезней ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
e-mail: haraba.tanya@mail.ru
Список литературы
1. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Русский журнал детской неврологии. 2017; 12(1): 56-62. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-1-56-62
2. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. Российский медицинский журнал. 2016; 24(6): 362-6.
3. Заваденко Н.Н., Щедеркина И.О., Заваденко А.Н., Козлова Е.В. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога. Вопросы современной педиатрии. 2015; 14(1): 132-9.
4. Макаров И.В., Емелина Д.А. Нарушения речевого развития у детей. Социальная и клиническая психиатрия. 2017; 27(4): 101-5.
5. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г., Прусаков В.Ф. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей. Практическая медицина. 2013; (1): 117-20.
6. Синельщикова А.В., Маслова Н.Н. Ведущие перинатальные факторы, оказывающие влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Медицинский альманах. 2015; (3): 95-7.
7. Ягунова К.В., Гайнетдинова Д.Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018; 63(6): 23-30. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-5-23-30
8. Collisson B.A., Graham S.A., Preston J.L. Risk and protective factors for late talking: an epidemiologic investigation. J. Pediatr. 2016; 172: 168-74. https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2016.02.020
9. Ваторопина С.В., Александрова Л.Ю. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и индивидуальных речевых различий у детей из замещающих семей. Концепт. 2014; (3): 26-30
10. Roberts M.Y., Curtis P.R., Sone B.J., Hampton L.H. Association of parent training with child language development: a systematic review and meta-analysis. JAMA Pediatr. 2019; 173(7): 671. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2019.1197
11. Белова О.С., Парамонова М.В., Бочарова Е.А. Оказание комплексной помощи детям раннего возраста с отклонениями в психическом и речевом развитии. Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2017; 3(1): 16-9
12. Zimmerman E. Do Infants born very premature and who have very low birth weight catch up with their full term peers in their language abilities by early school age? J. Speech Lang. Hear. Res. 2018; 61(1): 53-65. https://doi.org/10.1044/2017_JSLHR-L-16-0150
13. Nguyen T.N., Spencer-Smith M., Zannino D. Developmental trajectory of language from 2 to 13 years in children born very preterm. Pediatrics. 2018; 141(5): e20172831. https://doi.org/https://doi.org/10.1542/peds.2017-2831
14. Feldman H.M., Yousseff J.N. Language delays. In: Augustyn M., Zuckerman B., eds. Zuckerman Parker Handbook of Developmental and Behavioral Pediatrics for Primary Care, 4th ed. Wolters Kluwer, Philadelphia; 2019.
15. Hyman S.L., Levy S.E., Myers S.M.; Council on children with disabilities, section on developmental and behavioral pediatrics. Identification, evaluation, and management of children with autism spectrum disorder. Pediatrics. 2019; 145(1): e20193447. https://doi.org/10.1542/peds.2019-3447
16. Lipkin P.H., Macias M.M.; Council on children with disabilities, section on developmental and behavioral pediatrics. Promoting optimal development: identifying infants and young children with developmental disorders through developmental surveillance and screening. Pediatrics. 2019; 145(1): e20193449. https://doi.org/10.1542/peds.2019-3449
17. Siu A.L. US preventive services task force. Screening for speech and language delay and disorders in children aged 5 years or younger: US preventive services task force recommendation statement. Pediatrics. 2015; 136(2): 474. https://doi.org/10.1542/peds.2015-1711
18. Rinaldi S., Caselli M.C., Cofelice V., D’Amico S., De Cagno A.G., Della Corte G., et al. Efficacy of the treatment of developmental language disorder: a systematic review. Brain Sci. 2021; 11(3): 407. https://doi.org/10.3390/brainsci11030407
Рецензия
Для цитирования:
Крючкова Т.А. Факторы риска задержки речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста. Российский педиатрический журнал. 2021;24(5):323-327. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-5-323-327. EDN: xsyfcy
For citation:
Kryuchkova T.A. Risk factors for delayed speech development in children of early and preschool age. Russian Pediatric Journal. 2021;24(5):323-327. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-5-323-327. EDN: xsyfcy